33-летний мужчина с острой болью в спине, иррадиирующей в грудь
Автор Пенделл Мейерс, под редакцией Стива Смита. Оригинал - см. здесь. Сложно, много текста, но полезно, это Пендел Майерс! (прим. от. А.Л.Ц)Случай
Меня вызвали в приемное, чтобы записать отказ от медицинской помощи. После того, как документы были оформлены, и я уже было собрался вернуться на свое рабочее место в наше отделение неотложной помощи, когда один из моих знакомых фельдшеров, Джесс Бойл, попросил меня высказать мнение по этим 2 ЭКГ одного и того же пациента, записанных сразу одна за другой. Какой-либо другой клинической информации не было:
Что Вы думаете?
В этой ЖЭ в отведении аVL имеется конкордантная элевация ST. ЖЭ, как и любой другой вариант нарушений внутрижелудочковой проводимости (БЛНПГ, ритм желудочковой ЭКС и т. д.), обычно следуют правилу соответствующей дискордантности (по которому сегмент ST и зубцы T должны смещаться в противоположную сторону от основных, аномально проведенных комплексов QRS). Таким образом, при отсутствии дополнительной элевации ST, ЖЭ в отведении aVL должна иметь изоэлектричный или сегмент ST с депрессией, следующими за большим, аномально проведенным зубцом R. Вместо этого точка J явно выше базовой линии (сегмента PR). Это конкордантная элевация ST, и мы полагаем, основываясь на своем большом опыте и огромным количестве подтвержденных случаев с такими нарушениями, что такие изменения являются диагностическими для острого трансмурального повреждения так же, как это было показано для блокад левой ножки (впрочем, как и для ритма желудочковой стимуляции).
Таким образом, эти ЭКГ явно указывают, что в высокой боковой стенке совсем недавно нарушилось кровоснабжение. ЭКГ говорит об остром трансмуральном повреждении миокарда на клеточном уровне (фигурально говоря, кардиомиоциты "не знают" или не озабочены тем, почему остро нарушилось кровоснабжение - любая причина острой окклюзии коронарных артерий или даже небольшая сосудистая ишемия, как при стресс-кардиомиопатии Takotsubo или при феномене «No Reflow» после открытия окклюзированной коронарной артерии, будут приводить к таким же изменениям ЭКГ). На популяционном уровне наиболее распространенной этиологией острой коронарной окклюзии является ОКС 1 типа (разрыв бляшки, вызывающий острую тромботическую окклюзию). Но помните, ЭКГ просто фиксирует факт наличия окклюзии, а не ее причины.
Назад к случаю:
Оказалось, что фельдшер доставил пациента в приемное отделение больницы (где-то за 15 минут до разговора со мной) и, будучи обеспокоен его пленками, сразу же обратился к врачу приемного с просьбой посмотреть внимательно его ЭКГ. Хотя он и упомянул, что его беспокоят изменения в aVL и нижняя реципрокность, врач приемного с ним не согласился и не стал вызывать на консультацию кардиолога, указывая, что пациенту "всего 30 лет" и у него ничего не может быть с сердцем в таком возрасте.Меня сразу обеспокоили возможные последствия промедления. Я спросил его, в какую больницу был доставлен пациент. К удивлению, оказалось, что пациент только что был доставлен в наше общее приемное! Поэтому я пошел посмотреть на него его и убедиться, что наши кардиологи уже изучают эти догоспитальные ЭКГ.
Как оказалось, врач приемного даже не показал эти догоспитальные ЭКГ никому из кардиологов. Я сказал передать эти ЭКГ в отделение, рассказал ему о своих подозрениях и попросил какую-либо информацию о пациенте:
Пациентом был мужчина 33 лет с астмой и курением в анамнезе. Он вызвал скорую, потому что у него внезапно появилось ощущение давления в груди, начавшееся где-то за 1 час до поступления. Пациент рассказал, что помочился и когда попытался смыть унитаз, внезапно почувствовал давящую боль между лопаток. Он немедленно лег, но боль стала иррадиировать в грудь. Он принял обезболивающее, но боль не прошла и тогда он вызвал скорую. Фельдшер дал ему аспирин, нитроглицерин и ввел морфин, после чего боль начала стихать. Он не принимал пищу накануне, не использовал наркотики, и т. д.
Вот его первая ЭКГ в приемном, в это время у него, предположительно, была боль 2/10, которая была менее выражена, чем вначале:
ЭКГ в приемном.
Изменения гораздо более тонкие по сравнению с догоспитальными ЭКГ, но все же присутствуют. При сравнении с первыми пленками, также имеется новый небольшой зубец Q. Поскольку изменения уменьшились, но зубец T по-прежнему положительный, трудно сказать, полностью ли закрыта артерия, или же мы можем наблюдать начало реперфузии.
Если развивается реперфузия артерии, то вскоре мы должны увидеть полное разрешение и/или классическую динамическую последовательность реперфузии с инверсией терминального сегмента T и последующей полной инверсией T.
Как правило, разрешение боли очень полезно для диагностики, однако морфин может помешать вашей оценке симптомов ОКС. В отличие от аспирина, нитратов или других лекарств, применяемых при ОКС и приводящих к стиханию боли, влияя на основную причину, морфин не влияет на окклюзию и, к сожалению, может эффективно маскировать боль при острой окклюзии коронарных артерий, приводя к менее частой регистрации серийных ЭКГ и более редкой переоценке состояния больного. «Маскировка» ишемии может быть причиной того, что морфин ассоциируется с худшими исходами при ОКС (статью см. здесь).
Далее, лечащий врач интерпретировал клиническую картину как улучшающуюся и не стал сразу направлять пациента на ангиографию (расценено как ИМбпST), и вместо этого продолжил наблюдение и серийные ЭКГ.
Не было найдено заметных нарушений движения стенок сердца на эхо без контрастирования.
Тропонин I (наборы iStat) оказался 0,38 нг/мл (в норме менее 0,08 нг/мл). В целом, аналитическая система тропонинов I iStat может быть ненадежной, хотя чем выше результат, тем более вероятно, что это правда. Исходный уровень тропонина Т был 0,04 нг/дл (также слегка выше нормы 0,01 нг/дл для этого анализа).
Через 20 минут после прибытия пациент был направлен на ангиографию, где было выявлен «90% стеноз на границе среднего и дистального сегментов 1-й диагональной ветви ПМЖВ, данный сегмент плохо контрастируется из-за спазма, не реагируя на внутрикоронарное введение нитроглицерина и никардипина». Правая КА и огибающая КА были нормальными. См. Изображения ангиограмм ниже:
Нормальная правая КА.
На этом снимке вы видите ПМЖВ (крупный сосуд, проходящий по центру фото), от нее отходит большая 1-я диагональная ветвь, которая хорошо контрастируется примерно до половины длины, когда далее она внезапно заметно сужается, с последующим снижением контрастирования вниз по ходу сосуда.
Я разметил следующее изображение:
Стрелка указывает на начало спазмированного участка.
В отчете рентгенолога говорится, что симптоматика пациента стихала, так же как улучшилась его ЭКГ и это несмотря на то, что ангиографическая картина не изменилась после внутрикоронарного введения нитратов и никардипина. Учитывая это улучшение и предполагаемый спазм, как причину, хирург не стал устанавливать стент, планируя вместо этого лечить пациента медикаментозно, включая амлодипин и нитраты по мере необходимости.
Серийный тропонин Т поднялся с начального 0,04 до 0,43, а затем и до 0,66, а затем наметилась тенденция к его снижению.
Вот его первая ЭКГ после ангиографии:
По-видимому, нет разрешения активного ишемического повреждения на ЭКГ.
Скорее, это похоже на постоянное повреждение и динамику по классической морфологии ИМО. Имеется стойкая ишемия "вниз по течению", несмотря на ангиографически открытую артерию.
Еще два часа спустя.
Теперь вы можете видеть развитие заметных патологических Q в aVL. Имеется стойкая элевация ST в aVL с реципрокной депрессией ST в III и aVF.
Следующая
Кардиологи запланировали повторное вмешательство через несколько недель медикаментозной терапии, чтобы заново оценить необходимость каких-либо вмешательств.
Баллы обучения:
- Убедитесь, чтобы ваша система организации приема коронарных пациентов доставляла ЭКГ принимающему экстренному кардиологу даже если они изначально интерпретируются как нормальные.
- ЭКГ не может указать вам на этиологию ИМО (ИМ вследствие окклюзии коронарной артерии). Исходя из статистики, абсолютное большинство пациентов нуждается в немедленной реперфузионной терапии (при отсутствии конкретной известной альтернативной причины). Пациенты с альтернативными причинами не являются «ложноположительными» ИМО, скорее это одни из немногих пациентов, у которых имеется какая-то иная, не тромботическая причина развития ИМО. Единственный подходящий способ дифференцировать окклюзионный спазм от окклюзионного тромба - выполнить экстренную ангиограмму.
- У данного пациента не было никаких «критериев ИМпST», как и при множестве других значимых острых коронарных окклюзиях или субокклюзиях.
- У молодых людей может развиться острый ИМ.
- Не забывайте искать признаки ИМО в ЖЭ.
- Я полагаю, что даже транзиторные ИМО / ИМпST в идеале следует брать на ангиографию, если это возможно, потому что маловероятно, что пациенту будет проводиться серийная регистрация ЭКГ и достаточно тщательный мониторинг, чтобы распознать повторную окклюзию до того, как большая часть миокарда в зоне риска будет потеряна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий