четверг, 23 августа 2018 г.

Я не согласен!!!

Я не согласен!!!

Несколько недель назад мне в одной из дискуссий на ЭКГ-клубе мне попалась вот эта ЭКГ:



Эта ЭКГ мужчины старше 70 лет, с жалобой на боль в груди в течение последних 90 минут. В анамнезе T2DM и артериальная гипертония.












Вся дискуссия, на самом деле, предполагала только авторский текст: "Это ИМ, вы все дураки..."

Ниже - краткое резюме автора поста...

ЭКГ:

  • ЧСЖ 104 уд в мин
  • Ритм синусовый, регулярный.
  • Ось - нормальная.
  • Интервалы: PR  около 0,24 с, QRS 0,10 с, QT - 0,34 с
  • QTc (Framingham) 405 (мс), QTc (Bazett) 448 (мс)
  • Элевация ST I, II, III, aVF, V1-6
  • Депрессия ST aVR
  • Инверсия Т aVL
  • Гигантские зубцы T II, III, aVF, V2-6
Интерпретация: Обширный передне, боковой, высокий боковой нижний ИМпST.
Предполагает наличие «перегибающейся» ПМЖВ (тип III).

Дальнейшие события?

Пациент был направлен на неотложную ангиографию, к сожалению, у меня нет результатов катетеризации.

Я долго возвращался к этой ЭКГ, и чем больше я на нее смотрел, тем больше вопросов возникало:
  • Каков характер болей?
  • Уровень тропонинов? Лучше в динамике...
  • Проводилось ли УЗИ?
  • Была ли ЭКГ-динамика?

Еще раз повторю ЭКГ и отмечу свои вопросы:


  • Обратите внимание, максимум элевации ST смещен слишком влево - это II, V4-V5, а не вперед и вниз - V2-V3 + III.
  • Элевации "слишком много", она везде, кроме aVR и V1 (я не согласен с автором относительно наличия элевации ST V1, на мой взгляд - ее там нет).
  • Нигде нет реципрокности!
  • Третье - я вижу депрессию PR (красные стрелки на ЭКГ выше) в I, II, V3-V4, V6 (максимум депрессии ST в отведениях с максимальным R) и элевацию PR aVR.
  • Высокая амплитуда QRS в большинстве отведений.
  • Явная электрическая альтернация (синие стрелки).
  • Сегмент ST везде - выпуклостью вниз, нет прямого и тем более выпуклого вверх.
  • Элевация ST II > III!!!
  • Зубцы Т большие по амплитуде, но с выраженной асимметрией.
  • Тахикардия 104 в мин.
  • T2DM в анамнезе.
Т.е. если это ИМ, то какая артерия заинтересована?

Покажу Вам еще одну ЭКГ из моей коллекции:

Как Вы думаете, что это?


Это - острый вирусный ПЕРИКАРДИТ у молодого пациента.

Перикардит или ИМпST

Полезно будет себе напомнить!
  • Классическое представление о наличии вогнутой элевации ST и элевации PR в aVR не является надежным критерием отличия перикардита от инфаркта миокарда с элевацией ST.
  • Перикардит может вызвать локализованную элевацию ST, но не должно быть реципрокной депрессии ST (за исключением aVR и V1).
  • ИМпST, как и перикардит, также может давать вогнутую элевацию ST.
  • Только ИМпST приводит к появлению выпуклой или горизонтальной элевации ST.
  • Элевация ST в III, больше чем во II убедительно свидетельствует за ИМпST.
  • Депрессия сегмента PR достоверно выявляется только при вирусном перикардите, а перикардите по другим причинам. Часто проявляется только в первые часы процесса (длится только часы). При ИМ также может появляться депрессия сегмента PR из-за инфаркта предсердий (или элевация сегмента PR в aVR).
  • Вы также не можете полагаться на анамнез - у 10% пациентов с ИМпST боль может носить позиционный или плевритический характер.

Что может помочь отличить перикардит от ИМпST:

  • Имеется ли депрессия ST в каких-ибо отведениях, кроме aVR или V1? Это ИМпST!
  • Имеется ли элевация ST выпуклостью вверх или горизонтальная? Это ИМпST!
  • Имеется ли элевация ST в III, больше чем во II? Это ИМпST!
  • Депрессия PR в нескольких отведениях... предполагает перикардит (особенно если есть шум трения!)

Резюме

  1. На самом деле, я не хотел Вас запутать!
  2. Я лишь хотел подчеркнуть, что должны быть несколько версий происходящего, чтобы исключая инфаркт - не "потерять" и другую возможную патологию.
  3. Вы должны обязательно на первом месте держать возможный ИМ, но знать, как быстро разрешить ситуацию.
  4. Я напомню квалифицированное мнение Смита: "Диагностируя перикардит по ЭКГ мы поступаем на свой страх и риск пациента". ЭКГ-изменения при ИМ встречаются в 50 раз чаще перикардита!!!
  5. С другой стороны - ангиография точно не добавит здоровья пациенту с опухолью и перикардитом...

Что думаю я по этой ЭКГ?

Я думаю, что ситуация не очевидна. Банальщина?
Нет.
Мне кажется, что необходимы дополнительные сведения:
  • Как минимум, Эхо... (жидкость, фибрин, дискинезы и др.)
  • По возможности - биохимия и тропонины (впрочем, при перикардите они то же умеренно повышены)...
  • Обратите внимание, что если принять как точку отсчета ИМ, то это - острейшая ЭКГ, предполагающая чудовищно быструю динамику. Записывайте серийные ЭКГ у любого пациента с болью в груди - и со временем все станет намного более очевидным! При перикарлдите - динамика ЭКГ также специфична, но намного более медленная (до 3-х недель).
PS. Если Вы знаете, конечно, какие изменения искать на ЭКГ...
PPS. Все мои сомнения не исключают ИМ! Помня правило Смита и учитывая III и aVL я все же, больше склоняюсь к ИМ.
PPPS. Еще про диагностику перикардита и диф. диагноз с ИМ и РР - смотри в моем блоге здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.